адаптация без слез

Адаптация к детскому саду: что должны знать родители

В детских садах начинается прием новых детей. И не всегда родители малышей понимают и знают, что их ждет. Задача каждого педагога донести до родителей что же такое адаптация. Мы стараемся информировать родителей как можно раньше, еще до поступления в группу. Предлагаю консультацию "Мифы об адаптации". Полный материал можно найти в пособии "Создание адаптивной среды в ДОУ".

Мифы об адаптации

Задачи:
1. Выявить представления родителей об адаптации;
2. Познакомить родителей с особенностями протекания адаптации к ДОУ;
3. Определить уровень готовности ребенка к детскому саду;
4. Познакомить с условиями течения адаптации для более легкого ее протекания.
Содержание:
В наше время о детском садике задумываются, едва малыш появится на свет. Родителей волнует множество вопросов, касающихся первого посещения малышом яселек. И сегодня мы постараемся ответить на самые распространенные вопросы, которые задают родители.
1. Зачем идти ребенку в детский сад? (дискуссия с родителями)
В детском саду ребенок имеет возможность общаться со сверстниками.
Ребенок приобретает навыки общения с взрослыми. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислу-шиваться, а иногда и просто подчиняться.
В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами и учится соблюдать их.
Ребенок получает возможность интеллектуального и физического разви-тия. Каждый детский сад работает по определенной образовательной программе. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, озна-комление с окружающим миром, музыкальные и физкультурные занятия – это минимальный детсадовский «набор» обеспечит и самый про-стенький детский сад.
2. В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?
Чем младше ребенок, тем тяжелее проходит адаптация. Детские сады принимают детей с 2 лет. Но малыш еще очень привязан к маме и болезненно реагирует на ее отсутствие и на появление чужих людей. Оптимальный возраст ребенка при поступлении в детский сад считается 3 года. Но обязательно в любом возрасте постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовить малыша к детскому саду.
(родители получают памятку «Готовимся идти в детский сад»)
3. Что такое адаптация и от чего она зависит?
Первое посещение детского сада для ребенка стресс, но стресс вполне преодолимый. Отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родитель-ской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие чувствуют себя «как рыба в воде»? Длительность и течение адаптации зависит от многих факторов:
От особенностей высшей нервной деятельности (темперамента) ;
Возраста ребенка;
От состояния здоровья;
От разницы в обстановке, в которой ребенок находился дома и той, в которой находится в детском саду;
От условий в дошкольном учреждении;
От поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, нега-тивизм к детскому саду) .
Попробуем определить готов ли ваш ребенок к детскому саду?
(родители заполняют анкету «Готовность ребенка к детскому саду». Разработаны К. Л. Печорой) .
4. От родителей, дети которых уже прошли этот период можно услышать нелестные отзывы о детском саде?
У родителей существует ряд мифов о периоде первого посещения ребенком детского сада. Попробуем их развеять!

Миф 1.
Адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно. Я боюсь, что у нас будет то же самое?
Если мама будет слишком сильно бояться и тревожиться, то при-ход в детский сад превратится в серьезный и длительный стресс, как для малыша, так и для мамы. Помните, что ребенок с удивительной чуткостью воспринимает ваше отношение к тем или иным событиям, чувствам и разделяет ваши эмоции, в полном смысле слова смотрит на жизнь вашими глазами. Причем это происходит, даже если вы всеми силами стараетесь скрыть от малыша свои страхи.
Вы волнуетесь из-за того, что малышу может не понравиться в дет-ском саду, из-за того, что там что-нибудь не заладится. Прежде вы нико-гда не расставались, и поэтому боитесь разлуки. И вот на фоне этих переживаний вы веселым голосом рассказываете, как замечательно ходить в детский сад. Чему должен верить ребенок – вашим словам или вашим чувствам? Ваши собственные страхи порождают тревожное отношение малыша к детскому саду, еще прежде, чем он начал его посещать. Вывод: менять свое отношение к детскому саду. Поверьте, что ребенку может быть в детском саду хорошо и посещение принесет действительно пользу и удовольствие. И ту энергию, которую вы тратите на переживания, потратьте на предварительную подготовку малыша и налаживание контактов с воспитателями. Обеспечьте малышу чувство уверенности и безопасности.
Миф 2.
Дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят?
Основной причиной, по которой начинают болеть малыши является снижение иммунитета из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживание из-за разлуки с матерью.
часть детей реагирует на посещение детского сада «скрытым сопротивление» - т. е. начинают болеть. Это своеобразный протест.
Перед походом в детский сад дети получают «полный комплект» прививок, что снижает защитные свойства организма. Этому же способствует обязательный обход врачей-специалистов перед зачислением в детский сад с бесконечными сидениями в коридорах.
Ребенок попадает в среду с совершенно другой микрофлорой, отлич-ной от домашней, к которой иммунитет еще не выработался.
Поэтому помимо психологической и «бытовой» подготовки вам обязательно нужно позаботиться об укреплении здоровья малыша. Старайтесь планировать посещение детского сада на конец августа – начало сентября.
Миф 3.
У ребенка, который начинает ходить в детский сад портится харак-тер, он становится просто не выносимым.
Никакой характер от посещения детского сада конечно не портить-ся. Но крутое изменение привычного образа жизни не может пройти для ребенка бесследно.
1. Ребенок попросту устает. Это может быть причиной капризов и непо-слушания.
2. Правила, по которым ребенок живет дома, отличается от тех, кото-рые установлены в детском саду. И ребенку каждый день приходится переключаться, настраиваться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей.
3. Ребенок… растет, развивается, приобретает новый опыт. Он взрослеет и меняется. Создайте дома спокойную обстановку и помогите в усвоении новых правил.
4. Часто в период адаптации родители бесконтрольно балуют малыша в качестве компенсации. Вседозволенность дома в период адаптации может привести к капризам и упрямству.
5. Не забудьте о кризисе 3 лет, проявлениями которого являются: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие. Измените свое отно-шение к ребенку в этот период, особенно, если он совпал с первым посещением детского сада.
Адаптация без слез – об этом мечтает каждый родитель, который собирается отдать ребенка в детский сад. И если вы сегодня нашли ответы для себя, то в ваших силах помочь малышу быстро и легко привыкнуть к детско-му саду.
Ребенку постоянно приходится приспосабливаться к новым условиям и посещение детского сада – один из первых и важных опытов. А детский сад со временем перестает относиться к разряду «новых условий». Пусть не сразу, но он превращается в привычный хорошо знакомый и уютный мир. Для того, чтобы это действительно стало так и для вашего ребенка будьте терпеливы, внимательны и активны.
В ваших и только в ваших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!



ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД


Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь, человека и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы  ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

1.   Игра « Кто у нас красивый?»
Повернитесь лицом к детям и прочитайте потешку, поочередно поглаживая каждого, называя его их по имени.
     Кто у нас хороший?   Кто у нас пригожий?
     Ванечка – хороший!  Ванечка – пригожий!
     Кто у нас хороший?  Кто у нас пригожий?
     Олечка – красивая!   Олечка  – пригожая! 
     И т.д.

2.  Игра «Зайка, зайка, попляши!»

В руках воспитателя игрушка заяц на «шляпной» резинке. Дети стоят около воспитателя. Зайчик на резинке прыгает от одного малыша к другому.
    Зайка, зайка, попляши, твои лапки хороши!
    Вот так! Вот так! Твои лапки хороши!
    Стал наш заинька плясать, милых деток забавлять!
    Вот так! Вот так! Милых деток забавлять!

             3.   Игра «Маленькие  ножки»
Воспитатель стоит лицом к детям, показывает движения: топает ногами и говорит слова. Дети по показу повторяют за воспитателем движения.
     Маленькие ножки, маленькие ножки! За водой ходили маленькие ножки!
     И домой спешили маленькие ножки. Дома танцевали, ой, как танцевали!
     Маленькие ножки!
Воспитатель повторяет слова несколько раз.

4.  Игра «Вылови игрушки»

Положите в ванну несколько резиновых игрушек. Попросите малыша выловить каждую игрушку, положив её в небольшой тазик. Побуждайте малыша вылавливать игрушки по вашей просьбе.

      5.  Игра « Мыльные пузыри»
Малыши стоят около воспитателя. Воспитатель пускает мыльные пузыри, побуждая малыша их ловить.
Эта игра обязательно понравится малышам.



           6.  Игра « Ты, колечко, покружись!»
На палочке надеты кольца. Воспитатель палочку держит руками за оба конца. Привлекая внимание малыша, вращайте палочку, потряхивайте её. Перемещайте кольца медленно на палочке. На последние слова кольца с палочки катятся по полу.
     Ты, колечко, покружись, покружись.  Нашей детке покажись, покажись.
     Покружись и так, и сяк,  не поймать тебя никак,
     Повернись да покружись, так вот так – так вот так! (колечки выскальзывают с палочки и разлетаются по группе).

7.  Игра «Воздушные шарики»
В руках воспитателя 4 шарика разного цвета. Дети стоят около воспитателя. Воспитатель показывает детям шарики, подбрасывает  их вверх, в стороны  и просит принести ей шарики.
     Кидаю, смотри – мой шарик лети!
     Лети в высоту, лети к Сашеньке, к Машеньке  (перечисляет имена детей)                                                                                     
     Поймайте на лету!
Дети играют с шариками.

8.  Игра « Вышел зайчик погулять!»

В руках воспитателя зайчик на «шляпной» резинке». Дети стоят около воспитателя. Зайка прыгает на резинке.
    Раз, два, три, четыре,  пять!   Вышел зайчик погулять.                                                                                                          
    Прыг – скок, прыг – скок!  Вот как весело, дружок!
    Что нам делать? Как нам быть?
    Нужно зайчика ловить! Ай, ай, зайка быстро поскакал!
Дети пытаются поймать зайчика.

            9.  Игра « Шла коза по мостику»
Около воспитателя стоят дети. Воспитатель покачивается вправо – влево, дети повторяют за воспитателем движение.
     Шла коза по мостику, по мостику, по мостику.
     И болтала хвостиком, хвостиком, хвостиком.
     Зацепилась за перила – прямо в речку угодила! (дети присели вместе с воспитателем на корточки)
Игра повторяется несколько раз. Если дети не все повторяют движения за воспитателем, не заставлять их.

10.  Игра «Дети хлопать все умеют»
Дети стоят около воспитателя. Воспитатель напевает (или проговаривает) слова и выполняет движения. Дети по показу воспитателя выполняют действия.
    Детки хлопать все умеют, своих ручек не жалеют.
    Вот так, вот так, вот так, своих ручек не жалеют.

    Детки топать все умеют, своих ножек не жалеют.
    Вот так, вот так, вот так, своих ножек не жалеют.

Повторяется несколько раз.

11. Игра «Погремушечка»
Около воспитателя стоят дети. Воспитатель показала, как звенят погремушки и предложила поиграть с ними.
    Погремушка, погремушка! Позвени, позвени!
    Наших деток весели, весели! Вот так, вот так, вот так, весели!
    Погремушечки устали и звенеть перестали.
Слова повторяются несколько раз.

12.   Игра «Сороконожки»
В руках воспитателя игрушки сороконожки на веревочке (можно сделать самим сороконожку из ткани, в виде длинного жгутика длиной 30 - 40 см объемом 5 – 8 см). Воспитатель тянет сороконожки за веревочки за собой, дети идут (бегут) за ними.
    Две сороконожки бежали по дорожке.
    Все бежали и  бежали, все друг дружку догоняли.
    Как друг дружку догнали, так друг дружечку обняли.
    Так друг дружечку обняли, что едва мы их разняли!
Игра повторяется.

13.   Игра «Как летит листочек»
Дайте малышу листок газетной бумаги, помогите ему выполнить действия, о которых говориться в рифмовке:
     Листочек взлетел, листочек кружится,
     Листочек  кружится, под ноги ложится.
     Листочек рвется, рвется, рвется. 
     Листочек мнется, мнется, мнется.
Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая превратить в подобие бумажного шарика.


14.  Игра «Прыгай побыстрей»
Педагог собирает детей в круг, предлагает взяться за руки, ритмично прыгать вверх – вниз, приговаривая:
     Прыгай, прыгай побыстрей, прыгай, прыгай веселей.
     Вверх – вниз,  вверх – вниз.
     Крепче за руки держись!

15. Игра «В нашей группе»
Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:
       В нашей группе, в нашей группе много маленьких ребят,
       Много маленьких ребят, вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:
        А у нас есть … Настя,  а у нас есть … Петя и т.д.
        Много маленьких ребят,  много маленьких ребят
        Вместе рядышком сидят.


16. «Доброе утро»
Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
-   Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
   Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
-   Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
   Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
-   Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
   Вы проснулись?
-   Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
   Ты проснулся?
-   Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)
   Вы проснулись?
-   Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)
-   Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
-   Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

17. Игра «Перышки»
Взрослый звонит в колокольчик, подзывает детей к себе.
-   Ребята, посмотрите, какое красивое, легкое перышко! (на ниточке)

Взрослый дует на перышко.  Оно летит и садится на ладонь взрослого.
-   Ах! Какое легкое перышко, оно умеет летать. Давайте подуем все вместе.
-   А теперь легкое перышко полетело и село на ладошку Тане.

Взрослый сажает перышко на ладошку ребенка.
-   Подуй на перышко. Ой! Полетело. К Сереже на ладошку село.

Перышко перелетает с ладошки на ладошку.

18. Игра «Попрыгунчик»
Продекламируйте малышу этот стишок, сопровождая слова действиями, а потом предложите малышу присоединится к вам:
-   Стоит в поле теремок  (сядьте на корточки и накройте голову руками)
-    Кто в тереме живет?
-   Дверка открывается    (медленно приподнимаете руки над головой)
-   Кто там появляется?
  Ш-ш-ш-ш, ба-бам!      (подпрыгиваете, вытягивая руки вверх)
-   Попрыгунчик там!

19. Игра «Топ, топ, стоп»
Возьмите ребенка за руку и идите, приговаривая:
-   Топ, топ, топ, топ, топ, стоп.
 На слово «стоп» останавливаетесь. Дальше идете вприпрыжку.
-   Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп, стоп.
 Опять останавливаетесь на слове «стоп».


20. Игра «Зайчик»
Для игры подойдет любая мягкая игрушка. Прочтите стишок, сопровождая его действиями:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел  зайчик поскакать.                (потрясите игрушку вверх, вниз)
Огляделся,                                         (поверните голову игрушки влево –
                                                            вправо)
Повертелся,                                       (вращайте игрушку)
Посмотрел наверх и вниз,               (наклоните игрушку назад и вперед)
Пробежался,                                     (бегите с игрушкой)
Забоялся…  
Где ты, зайчик, отзовись?               (спрячьте игрушку за спину)

21. Игра «Ладушки – хлопушки»
Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:
-  Ладушки – ладушки, звонкие хлопушки,
            Хлопали в ладошки, хлопаем немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши)
-  Кашу варили, ложечкой мешали.
(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой)
-  Куколку кормили. Да!
-  Кошечке давали. Да!
(протягиваем левую ладонь вперед)
-  Кулачки сложили, кулачками били,
Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук. Да!
(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)
-  Ладошки плясали, деток забавляли,
           Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да!
(делаем фонарики)
-  Ладушки устали, ладушки поспали,
            Баю-бай, баюшки, баю-бай, ладушки. Да!
(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)

22. Игра «Утреннее приветствие»
Дети и воспитатель встают в круг. Все поднимают руки вверх. Воспитатель говорит:
- С добрым утром, солнце! Мы тебе рады.
- Все мы проснулись, за руки взялись!
Дети берутся за руки. Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку, продолжает:
- И Таня здесь… (дети вслед за воспитателем повторяют)
- И Саша здесь… и т.д.

Затем воспитатель оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь».
Дети встают на цыпочки, подняв руки вверх, и хором говорят: «Все здесь!».
Медленно опускаются на корточки.


23. Игра «Покажи нос»
Дети стоят напротив воспитателя, который говорит им:
- Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.
           Вы смотрите, не зевайте и за мной все повторяйте,
           Что я вам сейчас скажу и при этом покажу.

Далее воспитатель называет вслух и показывает на себе какую – либо часть лица, тела:
«Уши – уши» - все показывают уши.
           «Глазки – глазки» - все показывают глазки.
           «Ручки – ручки» - все показывают ручки и т.д.

24. Игра «Поймай зайчика»
Воспитатель показывает детям солнечного зайчика на стене, обращая внимание на то, что он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает.
Солнечные зайчики,  прыг, прыг, скок.
Прыгают, как мячики, прыг, прыг, скок.

Затем предлагает малышам догнать зайчика, иногда, давая им возможность ловить световое пятно.

Если зайчик «устал», спрятался в норку, детям предлагается тоже отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.
Отправить комментарий