Консультации для родителей

Мне уже 3 года!                 Если Ваши малыши вступили в очень важный период своей жизни – дошкольное детство  и стали посещать дошкольное учреждение. Хотелось бы рассказать об основных особенностях детей преступивших 3 летний период.






Особенности развития детей от 3 до 4 лет.


Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как  любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение  к окружающим,  сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со  взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.  Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.
К трем годам ребенок повзрослел еще в одном отношении. У него начала появляться способность оценивать свои результаты. Приглядываясь к тому, что получается у других, и составляя для себя более ясный образ конечной цели, ребенок начинает стремиться к более совершенному результату. Поэтому дети уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное. Вместе с тем такое стремление становится тем внутренним «мотором», который вызывает интерес к разным практическим средствам и способам действия и побуждает овладевать ими. Научившись клеить, ребенок может затем просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ и наслаждаясь своим умением.


Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки  ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.

3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением  санкций взрослого.

В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В  этом возрасте  дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.

У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств  (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать формы  предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать).

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление  к деятельности. Взрослый для ребенка  -  носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра  ребенка  первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются  умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр  простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит  к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги.  

В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна  позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.  Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях.  Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со
 взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и прочитанный текст. Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями).
В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять.
Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста,  с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.
Память трехлеток непосредственна,  непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре.  Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.
        Развитие  трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу   работы, происходит овладение  изображением формы предметов. Работы  схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено ребенком.  В лепке  дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации -  располагать и  наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и  величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок  может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей.  
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации  «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинают  проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности  (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).







 «Возрастные особенности и психическое развитие
детей с 2 до 3 лет»

Родители часто высказывают свои тревоги по поводу различных проблем, связанных с психическим развитием ребенка. К сожалению, часто это происходит с опозданием. Многие мамы считают, что надо дождаться, когда ребенку исполнится 6 лет. Занятия с ребенком сводятся к подготовке к школе.
В первые годы жизни ребенок предоставлен самому себе, к нему не предъявляют никаких требований, но вдруг ни с того ни с сего ласковые мамы превращаются в грозных. Ребенок не может понять этих изменений, он становится упрямым, непослушным, отказываются выполнять требования взрослых.
Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем познавательные способности и вызвать сопротивление.
Поэтому заботиться о психическом развитии ребенка нужно как можно раньше, лучше еще до рождения, а начинать буквально с первых недель жизни.
Чтобы легче было понять, какими идеями руководствоваться, организуя развитие малышей, хотелось бы рассказать сказку про динозавров:
«В пору любви приходили динозавры на гору и откладывали на вершине яйца, чтобы они лучше прогревались солнцем. Скорлупа имела свойство: при наступлении неблагоприятных условий, она наращивала новый слой защищая детеныша.
Пришло время вылупляться динозаврикам. Но внезапно подул северный ветер, небо заволокло тучами, солнышко скрылось. Скорлупа тотчас же начала наращивать новые слои.
-остановись! Что ты делаешь? Я не могу вылупиться! – в отчаянии молил детеныш.
- Я выполняю свой долг, я защищаю тебя, - слышал он в ответ.
- Остановись! Я выживу,я приспособлюсь, дай мне только увидеть солнце, - умолял малыш.
- Я выполняю свой долг!
Так малыш динозаврик погиб, а скорлупа считала, что по отношению к нему честно выполнила свой долг.»
Грустная сказка, но она заставляет задуматься, а не поступаем ли мы взрослые так, как эта скорлупа. Ни уничтожаем ли ту энергию жизни, с которой родился маленький человечек, не сужаем ли мир ребенка, не ограничиваем ли его самостоятельность.

Ваш ребенок неповторим и развивается в своем личном темпе. Всегда помните об этом. Но существуют и общие показатели, на которые необходимо ориентироваться. Это точки опоры.

Хотелось бы отметить самые важные  особенности психического развития малышей с 1 до 3 лет.

·        Индивидуальные темпы развития и неоднородность этого возрастного периода. Каждый месяц и каждый день несет что-то новое.
·        Стремительность развития (60 – 70 % информации об окружающем мире ребенок получает в раннем возрасте и 30 – 40 % за всю оставшуюся жизнь).
·        Восприимчивость детей к обучению (то, что ребенок усваивает в 2,3,4 года, в дальнейшем дается с трудом).
·        Очень быстро формируются условные рефлексы (в т.ч. и негативные), но необходимо постоянное закрепление и повторение.
·        Высокая ранимость и эмоциональность. Не случайно принято говорить о хрупкости детской души. Незначительная на взгляд взрослого негативная эмоция, ребенком переживается как настоящее горе, равно как и несуществующая, по мнению взрослого положительная эмоция, ребенком переживается как огромное счастье.
Это предъявляет высокие требования к эмоциональному состоянию самого взрослого и уважению к чувствам ребенка.·        По мнению психологов именно в первые 3 года формируется личность человека.
·        Особенно хотелось обратить внимание на развитие речи. С 2 до 3 лет самый благоприятный период в речевом развитии. Речь тесно связана с мышлением и если речевые возможности не используются в полной степени начинает страдать интеллектуальная сфера, ребенку труднее построить общение со сверстниками.
Доказано, что с прекращением роста мозга продуктивность любого обучения падает в 80 раз. Мозг перестает расти в 7 – 7,5 лет. В первые шесть месяцев он достигает 50 % своего взрослого потенциала, к 3 годам – 80%. В дальнейшем ребенок развивается, используя базу, заложенную в раннем детстве.
Если вы не заложите с самого начала крепкий фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красивым снаружи, оно все равно развалиться.
Раннее развитие – это и есть фундамент.
В первые шесть  лет ребенок развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому очень важно стимулировать его развитие на каждой стадии.
А не сделаем ли мы хуже? Как же здоровье детей? От этого и надо «танцевать». Обучение должно доставлять удовольствие и радость, чтобы не получить классического закрепощенного маленького  страдальца за партой.Что делать?1.     Создайте развивающую среду малышу (пространство, игры и игрушки, предметы обихода, спортивный инвентарь, книжки с яркими красочными иллюстрациями, кассеты с музыкой, изоматериал и др…)
В такой среде ребенок начнет сидеть, ползать, ходить, петь, рисовать, читать скорее всего раньше, чем это определено официальными нормами.2.     Играйте с ребенком. Никакие самые лучшие развивающие методики не заменят спонтанную творческую игру.
3.     Обеспечьте ребенку общение с другими детьми и взрослыми. Учите жить  в коллективе.
              Самое главное не пускайте развитие вашего малыша на самотек.Третий год жизни – великая эпоха, которая проходит под девизом «Я-сам!» ребенок переходит на новую следующую ступень своего развития.  В этот период ведущим становиться стремление делать все самостоятельно, но с другой стороны малыш еще не уверен в себе, не слишком умел, еще боится разлуки с матерью. Не лишайте возможности самостоятельно освоить что-то новое. Отказав в возможности учиться сейчас, вы создаете большие проблемы и для него, и для себя в будущем.    Есть такое понятие – «выученная беспомощность». Всякий раз говоря: «Дай-ка я сделаю сама. Ничего то ты не умеешь», вы учите ребенка быть беспомощным. Хвалите за любое даже маленькое достижение.      Во время протекания кризиса меняется и поведение ребенка. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие – кризисные симптомы. Внутри ребенка происходит конфликт с самим собой. Будьте терпеливы, спокойны, чаще общайтесь с ребенком. Старайтесь помочь, а не исправить.
От вас, родителей, зависит многое. Больше вам веры в себя и в возможности вашего малыша!


                                                  
Отправить комментарий