пятница, 11 июля 2014 г.

Родительские директивы

Родительские директивы




Когда мы были маленькими, наши родители мечтали и хотели, чтобы их чудные малыши выросли в здоровую, полноценную личность. Но часто, сами того не желая, они наносили ущерб нашей детской психике. Речь идет о так называемых родительских наставлениях. Часто ли вам приходилось слышать в детстве от своих родителей: «Горюшко ты мое», «Глаза бы мои тебя не видели», «За что мне такое наказание…», «Пора бы уж стать самостоятельным, что ты ведешь себя как маленький».
МОЖЕТ быть, вам на память не приходят никакие такие слова, слышанные вами от родителей, но вот незадача: когда вам необходимо начать важное дело, вы вдруг вспоминаете о невымытой посуде, непостиранном белье, интересной телепередаче, внезапно проснувшемся аппетите или о необходимости срочно убрать квартиру. В результате свое важное дело вы откладываете на самый последний момент и начинаете выполнять его безо всякого удовольствия.
Возможно, вы относитесь к людям, которые способны буквально прошибить лбом стену ради другого человека, а вот попросить за себя не в состоянии. А может быть, вы без проблем подбираете подарки для своих близких и друзей, но вот выбрать что-нибудь для себя, любимой, — неразрешимая для вас задача.
Получается, что дело не только в словах, которые вы слышали в своем детстве, сколько в регулярно повторяющихся, затруднительных для вас ситуациях, в которых вы оказывались с детства и продолжаете попадать в них, став взрослым.
С чем же это связано? Можно сказать, что в такой форме в нас живет зависимость от кого-то из наших родителей, кто неявно «научил» нас вести себя таким образом. Такое скрытое родительское «обучение» было открыто американскими психологами и получило свое название — «родительские директивы», которые закладываются в нас до шестилетнего возраста. Выделяется двенадцать основных директив или скрытых приказаний, неявно сформулированных словами или действиями. Невыполнение данных указаний влечет за собой знакомое нам чувство вины перед родителями, которое порой даже теперь, став взрослыми, мы не можем объяснить.
Первая директива — «Не живи» (Твоя жизнь нанесла ущерб моей жизни, уйди!)


В ПОВСЕДНЕВНОЙ речи мы сталкивались с ней, когда слышали от своих родителей раздраженное: «Чтоб ты сквозь землю провалился», «Мне не нужен такой плохой(ая) мальчик (девочка)». Расширенным вариантом такой директивы являются «воспитательные» беседы с ребенком на тему «Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет».


Скрытым смыслом передачи такой директивы является управление ребенком через возбуждение в нем хронического чувства базисной вины. Сначала ребенок, а потом и взрослый бессознательно принимает решение о том, что «я — ее вечный должник».
С одной стороны, такого рода воспитание содержит в себе некий психологический обман. Взрослый как бы перекладывает на ребенка ответственность за нерешенность своих собственных жизненных задач.
С другой — ребенок может умозаключить, что для мамы было бы лучше, если бы его не было. Так как самоубийство — это крайний случай, а для ребенка невозможный, то наилучшим выходом из этого в детстве становятся частые травмы, а во взрослой жизни — алкоголизм и наркомания.
Одним из вариантов послушного следования нами в детстве родительскому указанию «не живи» является провокационное хулиганистое поведение вне дома. Многие из нас как бы специально нарывались на неприятности. Проще чувствовать себя виноватым за очередное разбитое стекло, нежели испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что. Во взрослой же жизни эта директива дает о себе знать через ощущение никчемности своего существования, стремление постоянно доказывать себе, что «я что-то значу», неверие в то, что «меня можно полюбить», постоянное ощущение собственной «плохости».

Вторая директива — «Не будь ребенком» (Освободи меня от роли родителя)
 ЕЕ МОЖНО узнать в высказываниях, неявно описывающих состояние «детскости» как плохое, а состояние «взрослости» — как хорошее. Как часто вам приходилось слышать от родителей в возрасте 5–6 лет «Пора стать самостоятельнее», «Ты уже не ребенок, чтобы…»
Став взрослыми, некоторые из нас стали замечать некоторую особенность за собой. Мы научились брать на себя ответственность за других. И… имеем непонятный для нас самих внутренний барьер при общении с детьми. «Я не знаю, о чем говорить с ребенком». Многие согласятся с тем, что им намного проще учить чему-то ребенка или вовлекать его в свою взрослую деятельность, чем разделять его интересы и жить с ним одной жизнью.
Если вы испытываете чувство вины при попытке купить себе что-нибудь вкусненькое и сладенькое, мороженое, к примеру, то это родительское наставление крепко застряло в вашем сознании.

Третья директива — «Не расти» (Продли моё родительство)
СО СТОРОНЫ кажется, что родители о вас заботятся: «Мама (папа) тебя никогда не бросит». Но детское мышление может расшифровать такую заботу как: «Я не имею права стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской (отцовской) поддержки».
Взрослым, получившим такую директиву в детстве, кажется, что они никогда не вырастут. Они чувствуют себя виноватыми, «предавшими» своих родителей, если, например, влюбятся. Часто такие люди вообще не могут создать свою семью либо создают ее, но продолжают жить со своими родителями даже при возможности разъезда, поскольку «не мыслят свою жизнь без мамы (папы)».


Четвертая директива — «Не думай» (Не думай о ком-то, не думай о себе, не думай о своих радостях или проблемах - думай о моих проблемах)
«ТЫ ЧТО, самая умная?», «Хватит рассуждать, делом занимайся». Те, кто получил такую директиву, часто испытывают мучительное чувство «пустоты в голове», когда им надо решить какую-то проблему. Нередко их преследуют мучительные головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным. Они испытывают глубинное недоверие к результатам своего умственного труда, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие у них чувство недоумения: «Как я мог такое совершить?»

Пятая директива — «Не чувствуй» (Не будь собой - будь мной!)
ЭТОТ запрет выражался в двух вариантах: к собственно чувствам и к физическим ощущениям.
Вспомним возмущенную маму, которая отчитывала нас: «Как тебе не стыдно бояться бабочек, они же не кусаются!» Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева и страха. Но от этого они не исчезают, а распространяются на огромное количество «незапрещенных» объектов. Вместо того чтобы вовремя признаться самому себе, что на кого-то злимся, мы разряжаемся на своих близких и постоянно чувствуем себя «раздраженными в принципе».
Взрослые, несущие в себе директиву запрета физических ощущений («Мама, мне холодно, я промок». — «Не сахарный — не растаешь»), часто страдают психосоматическими заболеваниями, будь то аллергия, язва желудка или мигрень.

Шестая директива — «Не достигай успеха» (Подними мою значимость за счёт твоей ущербности, докажи своим примером оправданность моих неудач: "Быть успешным - стыдно, трудно, опасно...")
ОНА передается родителями в ходе «воспитательных» рассказов о том, что «мы с отцом были вынуждены много работать, отказывали себе во всем только ради того, чтобы ты окончил этот институт». В основе таких наставлений нередко лежит бессознательная зависть родителей к успеху ребенка.
Те, кто получил в детстве эту директиву, как правило, очень трудолюбивы и старательны. Но их по жизни как бы преследует злой рок: в самый последний момент дело, в которое было вложено много сил, «лопается» по не зависящим от них причинам.
Вы долго готовили интервью с известной персоной. Вы старались как можно более эксклюзивно преподать этот материал. Ура! Вы ставите точку, нажимаете «save», и тут… компьютер зависает, и ваш выстраданный материал навсегда канул в Лету. По каким-то причинам у вас не было чернового варианта, и диктофон где-то затерялся на работе. В тот момент вы, конечно, не догадывались, что эти «штучки» с вами играет ваше бессознательное.

Седьмая директива — «Не будь лидером» (Не показывай мне, что я не успешен сам)
В ПОВСЕДНЕВНОМ общении она передается фразами типа: «Не высовывайся», «Будь как все». Родители, дающие такую директиву, как правило, очень обеспокоены чувством зависти, которое они, по их убеждению, обречены вызывать у других людей. Что касается их выросших детей, то они пожизненно ходят в подчиненных как на работе, так и дома. И даже если они достигают какого-то положения в обществе, то все равно не в состоянии взять на себя ответственность в той или иной ситуации.

Восьмая директива — «Не принадлежи» (Дети, как буфер от внешнего мира, изоляция через приказ: "Ты - избранный!")
ЕЕ ПЕРЕДАЮТ родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке «единственного друга». В общении со своим «единственным» они всячески подчеркивают его исключительность, непохожесть на других, причем всегда в положительном смысле. Согласитесь, что многие из вас слышали в детстве: «Ты ведь у меня не такой, как все».
Человек в любой компании чувствует себя как бы «отдельно». Причем причины такого ощущения сам понять не может, ведь он делает то же, что и другие, и старается быть как все.

Девятая директива —«Не делай» (Дай мне возможность самоутвердиться за твой счёт: "Ничего не делай, чтобы не проиграть, я всё сделаю сам/-а/")
«НЕ ДЕЛАЙ сам — это опасно, за тебя буду делать я». Несущие в себе влияние этого наставления испытывают мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого — будь то сочинение романа, подготовка ежеквартального баланса или стирка белья. И именно им всегда не хватает 24 часов в сутки.


Одиннадцатая директива — «Не будь самим собой» (Соответствуй моим ожиданиям)
ОНА выступает в двух основных вариантах. Первый состоит в недовольстве родителей полом ребенка (ждали мальчика, а родилась девочка). Второй вариант выражается в высказываниях: «Будь похожим на…», «Почему твой друг может, а ты нет?» Такой человек постоянно неудовлетворен собой и живет в состоянии мучительного внутреннего конфликта, который приводит к затяжной депрессии.

Двенадцатая директива — «Не чувствуй себя хорошо» (Не будь здоровым)
ЕСЛИ родители говорили в присутствии ребенка: «Несмотря на то что у него высокая температура, он пошел в школу и написал контрольную на пять», то человек во взрослой жизни приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой — к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.
Всем известны сотрудники, которые на работе постоянно жалуются на головную боль, а когда им предлагают идти домой, упрямо остаются на работе и даже засиживаются допоздна.
Что же все-таки делать, если эти противные установки препятствуют самореализации в жизни?
Следование директивам помогло вам — маленькому и зависимому — приспособиться к требованиям больших и свободных людей, которые не спрашивали вашего согласия и решали все за вас, опираясь на вашу безусловную любовь.
Но сейчас ситуация изменилась. Взрослый — это вы. А каждый человек имеет право сознательно изменять бессознательные решения, принятые им в детстве.

Заключение
Таким образом, для того, чтобы семья максимально положительно влияла на воспитание ребёнка, чтобы отрицательное влияние семьи свести к минимуму и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо соблюдать общие внутрисемейные психологические правила.


            Принимать активное участие в жизни семьи


·        Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком


·        Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты


·         Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения



·        Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка


·        Уважать право ребёнка на собственное мнение


·        Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом


·         С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Комментариев нет: